«Крылья Советов»

Хоккейные университеты

Хоккеист должен быть смелым и сильным – это никем не оспаривается. А вот распространенное мнение об их недостаточной образованности на проверку оказывается всего лишь предрассудком.

Однажды председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов рассказал, что среди тех, с кем в свое время ему довелось поиграть, были и кандидаты наук, и доктора. Тогда это было в диковинку. Нынешнее же время предъявляет свои требования. Например, постепенное стирание границ вынуждает спортсменов проявлять недюжинные способности к изучению иностранных языков. Словацкая легенда канадского хоккея Петер Штястны, например, знает пять. И наверняка он не главный полиглот среди атлетов.

Но не лингвистическими упражнениями едиными живет нынешнее поколение хоккеистов. Как выяснилось, молодежь тянется к знаниям, и недалек тот день, когда найти в КХЛ игрока без высшего образования будет почти невозможно.

Сейчас в Молодежной хоккейной лиге в вузах учатся порядка 95 % игроков. В МХК «Динамо», например, не заняты учебой только три человека. В СКА-1946, «Локо» и "Крыльях" таких нет вообще, а в «Спартаке» исключение составляют лишь пара школьников: Григорий Желдаков и Артем Пуголовкин.

Интересно, что не все ребята идут по пути наименьшего сопротивления, выбирая в качестве места учебы тот или иной спортивный вуз. В том же «Спартаке» восемь человек (более трети от всех студентов команды) получают образование по «гражданским» специальностям. Например, самый результативный защитник лиги Николай Лукьянчиков не без успеха осваивает профессию юриста и уже подумывает связать с ней жизнь после окончания спортивной карьеры.

Еще разношерстнее студенческий состав в «Динамо». Одиннадцать (почти половина из грызущих гранит науки «бело-голубых») игроков представляют восемь «обычных» вузов. Хотя и в непрофильном заведении можно найти близкую специальность, как это сделал забивший первую шайбу в истории МХЛ Роман Васильев. В Московской финансово-промышленной академии (МФПА) он учится вместе с партнером по «Динамо» Ильдаром Хамидулиным на спортивного менеджера. В своей, сплошь набранной из спортсменов, группе динамовцы – одни из самых прилежных студентов, занятия посещают едва ли не чаще всех.

– Когда нет тренировок или игр, обязательно еду в академию, – рассказывает Васильев. – Пары начинаются в шесть-семь вечера. Когда же не получается приехать, нам помогает староста – информирует преподавателей о том, что мы задействованы на играх МХЛ.

– В выбранной специальности за четыре года не разочаровались?
– Совсем нет. По крайней мере, те занятия, которые успеваю посещать, очень интересны. В основном они касаются работы с людьми, а для этого надо быть хорошим психологом.

Учиться Роману понравилось настолько, что через год, после получения диплома в МФПА, он собирается поступить на второе высшее. На сей раз в специализированное заведение – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФСиТ). И он такой не один.

Форвард СКА-1946 Никита Точицкий сейчас получает только первое образование, но уже думает о большем.

– В последнее время в университет из-за обилия игр удается выбираться реже. Хорошо, что там идут на уступки: у нас, хоккеистов, свободный график посещений. Берем задания на дом и сдаем их по мере возможности. А когда закончу тренерский факультет, планирую еще одно высшее образование получить. Хочу выучиться на спортивного журналиста, меня эта профессия давно привлекает.

– Зачем, если зарабатывать на жизнь планируете все равно хоккеем?
– Учиться всегда полезно. Да и нужно же будет чем-то заниматься, когда с хоккеем закончу.

Когда-то, при тренере Игоре Дмитриеве, в «Крыльях Советов» был практически полноценный спортивный факультет. В команде собралась столь большая группа студентов ГЦОЛИФКа (нынешний РГУФКСиТ), что по особой договоренности преподаватели приезжали заниматься с игроками прямо в ледовый дворец. Под импровизированные аудитории там даже выделили несколько помещений.

Что-то похожее сейчас есть и в Санкт-Петербурге. СКА-1946 чуть ли не в полном составе учится на тренерском факультете Университета физической культуры имени Лесгафта. Это позволяет клубу договариваться с вузом об особом графике посещений и сдачи зачетов и экзаменов. Аналогичная ситуация в «Локо», только там альма-матер почти всей команды – Ярославский государственный педагогический университет имени Ушинского, где ребята так же дружно осваивают тренерскую профессию. Помогает и то, что ректор этого вуза – давний хоккейный болельщик, а потому всегда готов пойти навстречу любимому клубу. Зачеты у игроков «Локо» принимают во время пауз между играми. Есть в ярославском клубе МХЛ и свои отличники.

– Не хотел бы кого-то особо выделять, – признается начальник команды Олег Стальнов, – но могу сказать, что никаких вопросов по учебе нет к нападающему Артему Гарифулину и вратарю Александру Скрыннику. Оба тянутся к знаниям, каждую свободную минуту уделяют образованию. Могут сходить на тренировку, а после нее поехать в университет, чтобы успеть «зацепить» последнюю пару.

В СКА-1946 также среди своих студентов отмечают голкипера. Никита Стариков – один из двух хоккеистов команды, учащийся не в Университете Лесгафта. Свою будущую специальность он выбрал осознанно и пока ни о чем не жалеет.

– Я учусь в Санкт-Петербургском государственном университете на экономическом факультете, – рассказывает Никита. – Специальность «Финансы и кредит». Правда, сейчас, после третьего курса взял академический отпуск, чтобы сосредоточиться на хоккее. Но учебу обязательно продолжу. Меня туда никто не заставлял идти, это был мой личный выбор. Хоккей – это же не на всю жизнь. И надо будет себя реализовывать после игровой карьеры. Мне вот интересен ресторанный бизнес, хотелось бы открыть собственное заведение с итальянской кухней.

– Почему такой выбор?
– Я люблю поесть, пусть это и незаметно по моей фигуре. Когда впервые попробовал итальянские блюда, мне очень понравилось. Вот и хочу открыть ресторан.

Удивительно, но далекая от спорта специальность, по словам Никиты, помогает ему и в хоккее. Объяснение простое:

– Когда ты учишься, ты работаешь головой. Это всегда полезно: и в жизни, и в спорте. Развиваться – это вообще хорошо: и физически, и, особенно, умственно.

С чем-чем, а с развитием у Старикова все в порядке. Помимо отличной игры в воротах и выполнения вузовской программы он самостоятельно изучает психологию: смотрит специальные фильмы, выискивает информацию в Интернете, читает книги. Последняя – «Познай самого себя», о скрытых качествах человека.

– Понятно, что такие книги нельзя воспринимать как руководство к действию, ведь у каждого человека все индивидуально. Информацию надо фильтровать, – поясняет Никита.

Второй не «лесгафтовец» в СКА-1946 – нападающий Альберт Конозов. Его специальность – международный промышленный менеджмент. Кстати, Балтийский государственный технический университет (БГТУ «Военмех»), в котором учится Альберт, в свое время окончил руководитель Администрации Президента Российской Федерации, председатель попечительского совета КХЛ Сергей Нарышкин. Тогда этот вуз назывался Ленинградским механическим институтом. По словам Конозова, учеба дается ему легче, чем он думал. Это неудивительно, не зря же он окончил физико-математическую гимназию.

– Я все же надеюсь, что моей главной профессией станет спорт. Но в вузе стараюсь появляться при первой возможности, беру задания на дом. Надо думать о будущем. Ну, продлится у тебя карьера хоккеиста до 35–40 лет, а дальше что? Учиться необходимо, – рассказывает Альберт.

Как видно, молодым хоккеистам учиться не только не в тягость, но зачастую и очень интересно. А каково преподавателям - иметь столь необычных студентов, манкирующих большинством занятий? Тут сложно найти более компетентного собеседника, чем доцент кафедры теории и методики хоккея РГУФСиТ Дмитрий Черенков. Из его слов выходит, что куда важнее отношение студента к учебе, чем формальные цифры посещаемости.

– С теми, кто хочет получать знания, я готов заниматься дополнительно, – уверяет Черенков. – Мне для таких ребят своего свободного времени не жалко. Сами же они всегда найдут возможность позаниматься. Например, на выезде обычно полно времени и в самой поездке, и в гостинице. В моей нынешней группе на втором курсе есть ребята, которые не только играют в МХЛ, но и привлекаются в первые команды. И ничего, все успевают. Подходят ко мне дополнительно, берут задания, отчитываются по ним, изучают специальную литературу и периодику.

– Учеба может помочь хоккеисту непосредственно в игре?
– Еще как. Он сможет переосмыслить свои действия. Понять, когда, зачем и какая нагрузка ему нужна. Глубже разобраться в тактике. Естественно, его мастерство при этом будет расти.

– Каково соотношение прилежных и нерадивых студентов?
– Большинство «играющих» студентов действительно стараются. Тем более я, например, своей группе сразу объяснил: «халявы» не допущу. Если не хотят учиться, пусть уходят. Неучей выпускать не буду.

Не только преподаватели настроены очень серьезно, но и студенты-хоккеисты идут в вузы не дурака валять. Так что за интеллектуальное будущее российского хоккея можно быть спокойным: неучей в нем не будет. А там и до изменения стереотипов недалеко. Ведь хоккеисты – ребята насколько сильные и смелые, настолько и умные.

Дмитрий Христич, Hot Ice


Возврат к списку